Preview

Наука и научная информация

Расширенный поиск

О проблеме популяризации электронных информационных ресурсов. Как помочь пользователям найти то, что есть в библиотеке

https://doi.org/10.24108/2658-3143-2022-5-2-5

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Данная статья посвящена актуальной проблеме продвижения электронных информационных ресурсов (ЭИР), доступных библиотекам по подписке. Выделяются основные причины недостаточной эффективности использования ЭИР, такие как неосведомленность пользователей о наличии ресурсов в организации, отсутствие навыков поиска у конечных пользователей, некомпетентность библиотекарей в работе с ЭИР, отсутствие поддержки и обучения пользователей по вопросам информационного поиска, и делается вывод о том, что недостаточная эффективность использования научных ЭИР, особенно зарубежных, обусловлена недостатками в работе по их продвижению. Даются рекомендации для библиотекарей по продвижению ЭИР и библиотечного сайта как основной точки доступа к ЭИР. Корректные ссылки на ресурсы, правильное их описание, информация о способах доступа, списки e-mail пользователей для их информирования — все это является главными условиями для того, чтобы ресурсы использовались в научной и образовательной деятельности.

Для цитирования:


Соколов А.В., Сержан И.Г. О проблеме популяризации электронных информационных ресурсов. Как помочь пользователям найти то, что есть в библиотеке. Наука и научная информация. 2022;5(2):76-83. https://doi.org/10.24108/2658-3143-2022-5-2-5

For citation:


Sokolov A.V., Serzhan I.G. Promotion of Electronic Information Resources: How to Help Users to Find what is Available in the Library. Scholarly Research and Information. 2022;5(2):76-83. (In Russ.) https://doi.org/10.24108/2658-3143-2022-5-2-5

Введение

Электронные информационные ресурсы1 (далее ЭИР) стали неотъемлемой частью научно-образовательного процесса в высших учебных заведениях. Без доступа к коллекциям научных журналов и книг невозможно представить работу ученых в научно-исследовательских институтах (далее НИИ), все большую актуальность приобретает использование фактографических баз данных (далее БД) в медицине, юриспруденции, аналитических БД в наукометрии и других сферах. Однако, если посмотреть в исторической перспективе в сравнении с печатными изданиями, широкое распространение в библиотеках ЭИР получили сравнительно недавно. Соответственно, опыт библиотекарей по работе с электронными ресурсами в плане их популяризации и продвижения также ограничен.

За последние 25 лет проблематике работы с ЭИР посвящено множество публикаций в отечественной и зарубежной профессиональной литературе. При этом большинство опубликованных ранее работ детально рассматривает проблематику комплектования (лицензирования), организации доступа к ЭР с акцентом на технические аспекты.

Методике популяризации и продвижению ЭИР посвящено достаточно много исследований, но вот работ, содержащих конкретные практические рекомендации, к сожалению, очень мало. В 2012 г. Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (англ. International Federation of Library Associations) (далее ИФЛА) опубликовала руководство для библиотек «Ключевые проблемы развития коллекций электронных ресурсов», в котором Постоянный комитет ИФЛА отмечает необходимость подготовки и публикации отдельного руководства, посвященного вопросам популяризации и продвижению ЭИР [1]. К сожалению, данная работа завершена не была.

В небольшом количестве имеются практические примеры организации работы по продвижению и популяризации электронных ресурсов в библиотеках вузов. Здесь можно отметить работы Е.М. Полниковой [2][3], Е.В. Аврамовой [4], С.А. Морозовой, И.К. Разумовой и др. В техническом аспекте организация эффективной работы с ЭИР отражена в публикациях В.В. Пислякова, Н.Н. Литвиновой и др.

Электронные информационные ресурсы в вузах и НИИ: история вопроса

Если говорить об ЭИР конца 90-х — начала 2000-х гг., то в доступе библиотек вузов и НИИ были главным образом лицензионные коллекции электронных журналов, материалов конференций как отечественных, так и зарубежных поставщиков. В Министерстве науки и высшего образования РФ, а также в Российском фонде фундаментальных исследований осознавали необходимость поддержки информационного обеспечения российских ученых научными публикациями ведущих зарубежных издательств. Было положено начало проекту, который реализуется и в настоящее время, — «Национальная /централизованная подписка». Зарубежные агрегаторы (а затем и зарубежные издатели) играли все более активную роль в обеспечении доступа к большим массивам иностранных электронных журналов и книг, в то время как российские, главным образом книжные, издательства опасались перехода в цифровую среду.

В апреле 2008 г. Дмитрий Медведев, на тот момент занимавший должность Президента Российской Федерации, дал поручение министерству образования и науки проработать вопрос внедрения в вузах электронно-библиотечных систем (далее ЭБС). Минобрнауки и Рособрнадзор активно подключились к внедрению в вузах электронных библиотечных систем. Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко в апреле того же 2008 года издал приказ № 133, обязывающий комплектовать вузовские библиотеки в том числе «учебно-методической литературой, включенной в электронно-библиотечные системы». В свою очередь, глава Рособрнадзора Любовь Глебова внесла дополнения в приказ № 1938, который утверждает критерии государственной аккредитации вузов, также обязав университеты и академии обеспечивать «образовательный процесс доступом к электронно-библиотечным системам» [5].

Таким образом, можно констатировать, что ЭИР начали активно массово использоваться в российских университетах начиная с 2008 года в связи с бурным внедрением ЭБС в образовательный процесс. Кроме ЭБС крупные вузы и, в частности, НИИ получили доступ к большому массиву иностранных ЭИР либо в рамках централизованной (национальной) подписки либо за счет собственного бюджета. В некоторых крупных университетах насчитывалось свыше 20 различных издательских (агрегаторских) платформ.

MORE платформ = море информации

Большое количество платформ с размещенными на них лицензионными ЭИР, доступные для пользователей в конкретной организации, привели библиотекарей к необходимости осознать, что, во-первых, «информационный бум наступил» и, во-вторых, «с этим надо что-то делать». Библиотекари поняли, что необходимо упорядочивать работу и поиск в доступных им ЭИР. Также стало ясно, что если в случае с ЭБС, т. е. образовательными ресурсами, главными популяризаторами и проводниками будут выступать преподаватели, то в случае с научными ресурсами и иностранными БД необходимо применять технические решения по интеграции поиска и проводить мероприятия по популяризации и раскрытию фонда ЭИР для пользователей. В отличие от печатных книг и журналов, ЭИР позволяют получать детальную статистику использования. Соответственно, вопрос об эффективном расходовании финансовых средств (тем более государственных!) появился на повестке дня.

Технические решения интеграции поиска и раскрытия фонда ЭИР

В целях упрощения доступа пользователей к массивам электронных журналов и книг библиотекари начинают использовать системы типа «A–Z». Это зарубежные решения, которые позволяют автоматически обновлять списки электронных журналов с указанием глубины архива и книг из пакетов (коллекций) зарубежных поставщиков. Коллекции российских поставщиков подключались и обновлялись в системы «A–Z» в ручном режиме. Альтернативным решением могло быть включение списков доступных электронных журналов в электронные каталоги библиотек, но тогда и их обновление необходимо было бы проводить вручную с определенной периодичностью. Это обуславливается тем, что при пакетной подписке зарубежные издатели и главным образом зарубежные агрегаторы могли добавлять в подписанные коллекции (и удалять из них) определенные наименования журналов в течение периода подписки.

Наряду с полнотекстовыми коллекциями журналов и книг в рамках централизованной подписки и за свой счет получали доступ к реферативными базам данных (Inspec, MathSciNet, Scopus, WoS и др.). В данной ситуации целесообразным было применение системы типа «link resolver» (распознаватель ссылок) для обеспечения доступа к полному тексту журнальной статьи (книги) из реферативной БД при наличии у библиотеки доступа к полному тексту определенного документа на другой платформе. Ряд библиотек начали применять такого рода системы.

Распространение систем типа «Дискавери» было следующим шагом в облегчении поиска публикаций для пользователей в больших массивах, доступных в библиотеках. Если системы типа «A–Z» обеспечивали поиск на уровне названия журнала/книги, то «Дискавери» уже обеспечивали поиск в одном интерфейсе на уровне статьи (на уровне документа). Системы «Дискавери» объединили в себе все преимущества «A–Z», «Link Resolver» и выводили интеграцию поиска на новый качественный уровень для пользователя.

В повышении качества обслуживания пользователей ЭИР крайне важным шагом явилась возможность удаленного доступа (удаленной авторизации пользователей). Пользователи смогли из дома получать круглосуточный доступ к ЭИР, доступным в их библиотеке. Специализированные системы единого логина и пароля (EZProxy, OpenAthens, Федурус и др.), которые в том числе интегрировались с системами типа «Дискавери», позволили использовать единый логин и пароль для авторизации на разных онлайн-платформах поставщиков ЭИР.

Все вышеописанные мероприятия по упрощению доступа пользователей к ЭИР с технической точки зрения внесли свой вклад в переход пользователей библиотек от физического посещения читальных залов и абонементов к виртуальным посещениям.

Поиск методических решений по популяризации ЭИР

Как раз на этом моменте, когда библиотекари стали осознавать, что их основной читатель уже не в читальном зале, они столкнулись с проблемой нехватки знаний, опыта по методической организации их «виртуальной библиотеки», или, точнее, присутствия их библиотеки в виртуальном пространстве. Наработанные методики популяризации печатной литературы уже не могли применяться в полной мере при работе с ЭИР. Если в случае с ЭБС (образовательными ресурсами), возможно, со стороны библиотекаря требовалось меньше усилий по продвижению контента ввиду его активного использования преподавателями, то в случае с научными и зарубежными ресурсами вопрос популяризации встал остро. Порой доходило до того, что конкретный ресурс был в доступе несколько лет, а преподаватели и аспиранты не были осведомлены о его наличии. Изложение информации и ее структурирование на библиотечном веб-сайте потребовало повышения квалификации библиотекарей наряду с организацией вебинаров, тренингов, занятий по академическому письму, в том числе с участием внешних специалистов.

Причины недостаточной эффективности использования ЭИР: методические аспекты

Как показывает наш опыт, основная причина неактивного использования ЭИР — недостаточная осведомленность пользователей о наличии определенного ЭИР в библиотеке. Кроме того, выделяют следующие причины:

  • отсутствие навыков поиска у конечных пользователей;
  • некомпетентность библиотекарей в работе с ЭИР;
  • отсутствие поддержки и обучения пользователей по вопросам информационного поиска;
  • отсутствие предметных библиотекарей.

На пути пользователя встречаются следующие преграды:

  • некачественно структурированные сайты библиотек;
  • отсутствие единой поисковой системы;
  • нерабочие ссылки;
  • нерабочие логины и пароли;
  • неинформативное или неверное описание ресурсов.

При попытке организовать информирование пользователей библиотекари сталкиваются с рядом сложностей:

  • отсутствие актуальных списков e-mail конечных пользователей;
  • сложности с выступлением на кафедрах и факультетах;
  • отсутствие навыков рекламы и маркетинговой деятельности в социальных сетях (это не только информация о наличии ресурса, но и креативные способы продвижения контента в социальных сетях);
  • отсутствие связи с группами студентов и аспирантов через мобильные мессенджеры;
  • неосведомленность библиотекарей о реализуемых в их учреждении научно-исследовательских проектах, где требуется информационное сопровождение со стороны библиотеки.

Библиотечный сайт

В 2015 году компания EBSCO провела опрос среди студентов старших курсов в США на предмет оценки поиска информации в целях выполнения заданий и подготовки научных работ. Согласно результатам этого опроса 40 % студентов оценили сайты библиотек как сложные для восприятия, а 15 % никогда ими не пользовались2.

К сожалению, уже сейчас приходится констатировать, что библиотечный сайт не является часто посещаемым разделом в структуре сайта организации со стороны потенциальных пользователей ЭИР, хотя и является, по сути, главной отправной точкой для начала поиска информации. А в ситуации, когда библиотечный сайт некачественный, его читательская аудитория будет неуклонно уменьшаться.

Анализируя сотни сайтов библиотек, получивших доступ к ЭИР, можно сделать выводы, что в большинстве случаев достаточно сложно ориентироваться в огромном массиве информации, выставленной на главной странице. Встречается информация о количестве фонда, количестве посещений библиотеки, об истории библиотеки, но при этом электронные ресурсы спрятаны от глаз пользователя. Библиотечная терминология также является барьером для понимания, куда идти, чтобы что-то найти. Поэтому ниже приведены некоторые из предложенных рекомендаций от старшего технического управляющего выпуском новой продукции компании EBSCO Халилы Гамбреллы (Khalilah Gambrell)3, которая отмечает 7 эффективных способов создания библиотечного сайта, удобного для пользователя.

1. Концептуальный подход

Необходимо определить или разработать концепцию сайта вашей библиотеки. И, принимая решения о доработках и развитии сайта, руководствоваться общим замыслом, согласовывая с ним изменения.

Рекомендации:

  • сформулируйте эту идею в одном-двух предложениях;
  • приведите ее в соответствие с общей концепцией вашей библиотеки и всей организации в целом.

2. Удобный доступ к поиску

Поиск — это самое главное действие, которое выполняет пользователь на сайте библиотеки.

Рекомендации:

  • сделайте окно поиска на самом видном месте на главной странице;
  • на странице должно быть одно окно поиска;
  • дайте описание или пример в окне поиска или рядом с ним, чтобы пользователь мог правильно сориентироваться;
  • при использовании поисковой строки с несколькими вкладками назовите вкладки просто и понятно и установите по умолчанию ваш дискавери-сервис.

3. Простая навигация

Слишком большое количество навигационных параметров и опций может затруднить доступ пользователей к тому, что им нужно.

«Я не хочу перемещаться по этому сайту так, как требуется. Я просто хочу найти то, что мне нужно», — писал Якоб Нильсен, всемирно признанный специалист в области эксплуатационных характеристик веб-узлов, «гуру юзабилити», обладатель 38патентов США на разработки, ориентированные главным образом на повышение удобства работы пользователей с интернетом [6].

Рекомендации:

  • отображайте не более пяти-шести основных элементов навигации. Не перегружайте пользователей;
  • навигация верхнего уровня должна обозначать высокоуровневые категории вашего контента;
  • к самым распространенным элементам навигации верхнего уровня относятся: Поиск, Услуги, Исследования, Об организации, Справка, Личный кабинет;
  • убедитесь в корректности работы вашей навигации, используя метод сортировки перфокарт, или воспользуйтесь следующими онлайн-инструментами: OptimalSort & Treejack (доступны бесплатная и платная версии).

4. Главная страница — это точка входа

Первое впечатление имеет решающее значение. Ваша главная страница, как правило, является самой посещаемой страницей, и именно с нее пользователи начинают свой поиск.

Рекомендации:

  • не загромождайте главную страницу слишком большим количеством вариантов;
  • дайте пользователям ровно столько информации, чтобы они смогли принять решение, куда им перейти дальше. Правило трех кликов не всегда является лучшей стратегией (правило трех кликов предполагает, что пользователь должен иметь возможность найти любую информацию не более чем за три клика мышью, — основано это на том, что люди покидают сайт, если они не смогли найти нужную информацию в пределах трех кликов). Не так важно количество кликов, как польза от них.

На главной странице необходимо разместить следующие элементы:

  • основные действия пользователя (например, Поиск);
  • месторасположение(я) и часы работы;
  • новости и события библиотеки;
  • контакты / задать вопрос библиотекарю;
  • бронирование учебной комнаты.

5. Избегайте использования библиотечной терминологии

Библиотечная терминология (он же Библиотекарский жаргон) — одна из наиболее часто упоминаемых проблем, выявленных в ходе опроса пользователей. Незнакомые термины мешают пользователям эффективно и в полном объеме использовать библиотечные ресурсы/услуги.

Термины, которые непонятны пользователям:

  • булева переменная,
  • каталог,
  • полный текст HTML,
  • EPUB,
  • полный текст электронной книги,
  • база данных,
  • отраслевое издание.

Рекомендации:

  • фильтруйте контент!
  • пишите простым языком;
  • избегайте использования библиотечного сленга, обозначая свои системы для поиска информации (распознаватель ссылок и/или дискавери-сервис);
  • при необходимости давайте пояснения;
  • не рассчитывайте, что пользователи сами станут искать значения непонятных им терминов!
  • попросите небиблиотекаря оценить ваш контент;
  • проведите опрос или проверку удобства использования.

6. Сделайте сайт доступным для всех пользователей

Недоступность веб-сайтов для любых пользователей — это барьер, сталкиваясь с которым студенты с ограниченными возможностями испытывают разочарование и беспомощность.

«Сила интернета заключается в его всеобщности. Доступ для всех, независимо от наличия ограниченных возможностей, является важнейшим фактором». Тим Бернерс-Ли, создатель Всемирной паутины4.

Рекомендации:

  • названия HTML-страниц должны быть информативными (например, «Библиотека вашего учреждения: поиск журналов»);
  • текст ссылок должен раскрывать их цель или содержание;
  • изображения должны иметь замещающий или закадровый текст;
  • аудио/видеоматериалы должны содержать субтитры или стенограмму;
  • если вы размещаете материал в виде карусели, не устанавливайте ее на автовоспроизведение. Предусмотрите возможность остановить ее;
  • убедитесь, что ваш сайт является удобным для людей, страдающих дальтонизмом. Рекомендуемая программа: Анализатор цветового контраста (бесплатно);
  • узнайте, какие программы для чтения с экрана (например, JAWS, NVDA) и другие вспомогательные технологии используют ваши студенты;
  • протестируйте веб-сайт библиотеки на доступность. Рекомендуемая программа: WAVE (бесплатно).

7. Проведите юзабилити-тестирование

Проведение тестирования с пользователями поможет принять решения относительно веб-сайта библиотеки. И у вас будут фактические данные для обоснования и защиты принимаемых решений.

Рекомендации:

  • тестируйте заранее. Тестируйте часто;
  • начните с проекта на бумаге (это может быть просто примерный эскиз) и продолжайте до создания финальной версии;
  • тестирование с участием пяти-семи пользователей позволяет выявить 85 % проблем с удобством использования;
  • планируйте сеансы юзабилити-тестирования ежемесячно в один и тот же день/время;
  • хотите проводить тестирование без привязки к месту и времени? Дистанционное немодерируемое тестирование пользователей — отличный способ быстро получить результаты. Рекомендуемый инструмент: usertesting.com.

Библиотечная терминология

Поскольку посетители библиотечного сайта и пользователи (особенно студенты начальных курсов) испытывают сложности с пониманием того, что конкретно подразумевается под тем или иным термином (каталог, база данных и т. д.), то сотрудники EBSCO составили пример памятки с разъяснениями5. Например:

Библиотечный [электронный] каталог — массив всех изданий, доступных в библиотеке (книги, журналы, видеоматериалы и т. д.).

Аннотация, реферат (abstract) — краткое изложение статьи, книги.

Сигла (шифр хранения) — цифры (и буквы), нанесенные на обложку книги (корешок), обозначающие местонахождение книги в библиотеке. Своеобразный «адрес книги» в библиотеке.

Рецензируемый журнал — научный журнал, публикующий статьи, которые были перепроверены экспертами в той же области, прежде чем статья была допущена к публикации.

Размещение такого рода пояснений как на сайте, так и рядом с компьютерами в залах библиотеки позволит пользователям быстрее закрепить понимание используемых библиотечных терминов.

Заключение

Для продвижения ЭИР рекомендуется уделять внимание следующим направлениям:

Доступ: насколько легко ориентироваться на веб-сайте библиотеки и сколько кликов необходимо сделать для получения доступа к искомой публикации?

  • Авторизация (аутентификация):какие используются методы авторизации пользователей? Предоставляется ли возможность аутентификации удаленных пользователей и применяется ли система «единого пароля»?
  • Брендирование внешних платформ: размещаете ли вы логотипы, цветовые решения своей библиотеки на платформах внешних ЭИР, доступных вашей библиотеке? У пользователя должно создаваться впечатление, что он все еще находится в спектре ЭИР вашей библиотеки при переходе с веб-сайта библиотеки на платформу внешних ЭИР и обратно.
  • Поисковые баннеры:многие библиотеки размещают на своих веб-страничках баннеры с отсылкой на внешние ЭИР. Ряд поставщиков предлагает html-код для размещения на веб-сайте библиотеки поисковых баннеров, что в разыминимизирует количество кликов пользователя для доступа к искомой публикации.
  • Прямые ссылки на базы данных:если на платформе поставщика размещается несколько баз данных, доступных библиотеке, то в случае размещения информации о каждой базе данных на сайте библиотеки рекомендуется давать прямую URL-ссылку на соответствующую базу данных. Особенно это необходимо делать при наличии нескольких интерфейсов внешней платформы.
  • Нескольких точек доступа:чем больше мест на сайте организации, откуда у пользователя будет возможность попасть на ресурс, тем выше вероятность найти необходимую информацию.
  • Наименования баз данных:рекомендуем упоминать соответствующие названия баз данных, а не наименование производителя (поставщика), чтобы пользователи могли четко идентифицировать источник публикаций и соответствующую тематику.
  • Поисковые настройки:современные платформы поставщиков ЭИР в большинстве случаев позволяют настраивать режимы поиска под вашу библиотеку. Например, иногда лучше сделать по умолчанию режим поиска «расширенный» вместо «простого» или наоборот.
  • Интеграция систем:каким образом вы интегрируете имеющиеся у вас ЭИР с электронным каталогом? Или, наоборот, отображаете ли вы массив изданий электронного каталога в системах типа «Дискавери»? Интегрируются ли ЭИР с системами управления обучением, в том числе дистанционным?
  • Продвижение:информационное обслуживание в форме избирательного распространения информации. Продвижение не целого ресурса или отдельного источника для всей организации, а конкретных материалов для определенных групп пользователей.
  • Помощь со стороны поставщиков:поставщики ЭИР бесплатно предоставляют обширные рекламные материалы (флаеры, баннеры, логотипы, книжные закладки, печатный раздаточный материал), проводят обучающие вебинары и тренинги.
  • Анализ статистики:Какие базы данных (коллекции) пользуются у вас наибольшим или наименьшим спросом? Почему? Необходимо анализировать статистику использования ЭИР и соответственно выстраивать план маркетинговых мероприятий.

Вывод

Основной причиной неиспользования или неэффективного использования ЭИР является неосведомленность пользователей об их наличии в организации или неумение работать с ними. Этому способствуют и многие другие причины:

  • некачественно структурированные сайты библиотек;
  • отсутствие единой поисковой системы;
  • нерабочие ссылки;
  • нерабочие логины и пароли;
  • неинформативное или неверное описание ресурсов;
  • некомпетентность библиотекарей в работе с ЭИР;
  • отсутствие поддержки и обучения пользователей по вопросам информационного поиска.

Все эти недостатки можно исправить, следуя некоторым рекомендациям, приведенным в статье, а именно:

  • необходимо поработать над библиотечным сайтом;
  • определиться с методом аутентификации;
  • использовать прямые ссылки на базы данных, их правильные названия и описания;
  • сделать несколько точек доступа к ресурсу.

Ну и, конечно, помнить про информационное обслуживание и оповещение пользователей о наличии ресурсов в библиотеках.

1. Здесь и далее по тексту под ЭИР следует понимать БД для научной и образовательной деятельности, главным образом агрегированные коллекции электронных журналов, книг (ЭБС) и других видов документов, размещенные на внешних платформах или на собственном сервере учреждения. Под ЭИР в данной статье не следует понимать электронные каталоги, издания на портативных машиночитаемых носителях (дисках, дискетах и т. п.).

2. https://2015charlestonconference.sched.com/event/4C95/eliminating-barriers-7-best-practices-for-creating-a-user-friendly-library-website

3. https://www.ebsco.com/e/ru-ru/blog/7-sovetov-kak-sdelat-sait-biblioteki-udobnym

4. https://www.w3.org/standards/webdesign/accessibility

5. https://www.ebsco.com/sites/g/files/nabnos191/files/acquiadam-assets/Understanding-Library-Terms-for-Research-Handout.pdf

Список литературы

1. Джонсон Ш. и др. Ключевые проблемы развития коллекций электронных ресурсов: руководство для библиотек. 2012. URL: https://repository.ifla.org/handle/123456789/427 (дата обращения: 28.07.2022).

2. Полникова Е.М. 7-я международная конференция НЭИКОН «Электронные научные и образовательные ресурсы: создание, продвижение и использование» // Библиотекарь будущего. В поисках виртуального удобства. Крит: НЭИКОН, 2019.

3. Полникова Е.М. 16-я международная научно-практическая конференция «Science online: электронные информационные ресурсы для науки и образования» // Движение продвижения. Ла-Пинеда: Научная электронная библиотека, 2012.

4. Аврамова Е. Технология формирования фонда лицензионных электронных ресурсов. 2013. URL: http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/1585-elektronnye-resursy-v-publichnoy-biblioteke.html (дата обращения: 22.08.2022).

5. Смирнов А. Российские вузы не хотят использовать электронные библиотеки // Российская газета. 2009; (138). URL: https://rg.ru/2009/07/29/vuzy.html (дата обращения: 04.10.2022).

6. Nielsen J. Search: Visible and Simple. 2001. Available at: https://www.nngroup.com/articles/search-visible-and-simple/ (accessed: 28.07.2022).


Об авторах

А. В. Соколов

Беларусь

Андрей Владимирович Соколов, независимый эксперт

Минск



И. Г. Сержан

Беларусь

Ирина Григорьевна Сержан, независимый эксперт

Минск



Рецензия

Для цитирования:


Соколов А.В., Сержан И.Г. О проблеме популяризации электронных информационных ресурсов. Как помочь пользователям найти то, что есть в библиотеке. Наука и научная информация. 2022;5(2):76-83. https://doi.org/10.24108/2658-3143-2022-5-2-5

For citation:


Sokolov A.V., Serzhan I.G. Promotion of Electronic Information Resources: How to Help Users to Find what is Available in the Library. Scholarly Research and Information. 2022;5(2):76-83. (In Russ.) https://doi.org/10.24108/2658-3143-2022-5-2-5

Просмотров: 2425


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-3143 (Online)